Основная идея строительства жилого ансамбля
Всякая художественная композиция жилой застройки мертва, формальна и неубедительна, если все ее элементы не связаны воедино, а примененные приемы и средства не служат общей цели. Соразмерность, гармония, живописность — лишь отдельные свойства художественной композиции, позволяющие раскрыть некоторые стороны ее сущности. Ее «душу» раскрывает общая идея ансамбля, т. е. тот сложный сплав чувств и мыслей, которые зодчий-градостроитель вкладывает в композицию, формируя среду обитания людей по законам красоты и пользы.
Эти два начала, их органическая взаимообусловленность формируют двуединый характер общей идеи ансамбля и делают ее способной привести композицию к высокому художественному результату.
Начала красоты и пользы пронизывают собой основную идею любого архитектурного ансамбля. Главное отличие жилого ансамбля — его тесная связь с повседневным бытом человека, отдыхом, воспитанием детей. Отсюда и сама идея, и архитектурные образы, ею подсказываемые и ее выражающие, несут на себе отпечаток лиризма, теплоты и уюта как постоянных слагаемых эстетики советского жилища.
Эти черты свойственны облику ряда новых районов, построенных в последние годы. К ним относятся новый жилой массив Давыдково в Москве, район Лаздинай в Вильнюсе, район Ильгуцисрус в Риге, где архитектура домов, планировка и благоустройство территории создают единый художественный образ, в центре которого стоит человек.
Эти и некоторые другие правильные решения застройки убеждают в том, что вполне возможно создать полноценный ансамбль типовых индустриальных зданий в масштабе укрупненного квартала и даже жилого массива в целом. Такие стройки проходят годами и на протяжении всего этапа возведения, мир вокруг новых домов живет своей жизнью. Нужны регулярные поставки не только стройматериалов, но и такие необходимые составляющие, как запчасти для крана и другие расходные материалы для строительной техники, множество песка, гравия, бетона и т.д. Необходимый для этого минимум материально-технических средств уже создан или находится в процессе создания;
- ряд удачных композиционных приемов уже утверждается в практике;
- застройка типовыми домами постепенно перестает быть результатом бездумной привязки и все больше становится объектом творческой работы.
Однако далеко не все новые жилые районы могут быть названы подлинно художественным ансамблем. При знакомстве с ними часто возникает чувство эстетической неудовлетворенности. В одних случаях недостаточно убедительна их общая композиция, и непонятно, почему выбран тот, а не другой композиционный прием. В других художественное решение не связано с композицией прилегающих районов города. Часто нет главного центра жилого образования и подчиненных ему второстепенных центров, способных объединить вокруг себя все элементы застройки.
Причины состоят либо в недостаточном выявлении общей идеи ансамбля, или в нарушении ее двуединой природы.