Ипотека морских судов, ее особенности и сложности
В качестве залога приобретаемой недвижимости может служить не только сама эта недвижимость, но и другое ликвидное имущество. Возможно, это будут постройки торгового или промышленного назначения, также это могут быть морские суда, которые могут служить обязательством по кредиту.
- Предмет залога – морское судно – активно эксплуатируется.
- Собственник этого имущества обязуется выполнять обслуживание и ремонт судна за собственный счет таким образом, чтобы оно сохраняло свою ликвидность на протяжении всего периода отношений между банком и заемщиком.
- Чем больше судну лет, тем меньше он стоит – это закономерно. Но с течением времени уменьшается и сумма долга перед кредитором. Как правило, соотношение это изменяется эквивалентно друг другу.
Хотя в сознании рядовых граждан морские судна – имущество движимое, законодательство определяет его как недвижимость. Поэтому отношения между заемщиком и кредитором регулируются законом о залоге недвижимости. Все остальные моменты ипотечного кредитования проводятся так же, как и при оформлении в залог жилья. Проводится процедура оценки, которая позволяет установить стоимость судна. Эти данные могут повлиять на решение о размере кредита, о порядке его погашения. Нередко судно служит залогом для нескольких ипотек. Это может быть удобно, если у судна несколько собственников. Однако при оформлении всех последующих ипотек собственник обязан предупредить кредитора, что судно уже является обеспечением по другому кредиту.
Как и при обычной ипотеке необходимо застраховать предмет залога. Поскольку у судна есть определенные риски, то размер страхования обычно несколько больше, чем при залоге жилья. Но и расширяется количество страховых случаев, когда страховщик обязуется погасить задолженность перед банком. Сделка, заключаемая между заемщиком и кредиторам, также подлежит обязательной государственной регистрации.
Поскольку ипотека морских судов является довольно-таки специфической процедурой, в нашей стране она еще не получила достаточного распространения. Как правило, такой опыт есть у банках в портовых городах. Но и там подобное взаимоотношение между банками и заемщиками – редкость. С этим связаны и различные проблемы из-за неготовности многих кредиторов получать новый опыт.