Стыковка арматуры при строительстве в сейсмически опасных регионах
Все мы прекрасно знаем о способах соединения арматуры железобетонных конструкций. А как быть с надежной стыковкой арматуры при возведении конструкций в сейсмически опасных регионах Украины? Ведь одной из главных задач проектировщиков и строителей является строительство с обеспечением надежности зданий при сейсмических воздействиях на них. Чтобы ответить на этот вопрос проанализируем требования нормативных документов.
Требования к проектированию зданий и сооружений в сейсмически опасных регионах регламентирует ДБН В.1.1-12. Согласно нормативу, соединение стержней и арматурных каркасов при диаметре стержней более 22 мм должно выполняться сваркой или с помощью механических соединений.
При сейсмических воздействиях большой интенсивности на конструкции происходит частичное или полное разрушение бетона и вместе с арматурными стержнями соединения испытывают нагрузки, близкие к их пределу прочности. Именно в такой момент надежность здания зависит от прочности арматурного каркаса, в котором ответственным моментом является стыковка арматуры.
В случае со сварными соединениями, арматурные стержни начинают разрушаться в местах ослабленных сваркой – на краях сварных швов, т.е. местах концентрации напряжений. При этом разрушение соединений носит хрупкий характер. Именно так разрушаются при испытаниях на растяжение образцы сварных соединений. При этом норматив по сварным соединениям (ДСТУ Б В.2.6-168) допускает разупрочнение сварных соединений при испытаниях на разрыв до 10%, что не добавляет надежности конструкции.
Наиболее исследованными и прошедшими экспертизу Минрегиона Украины механическими соединениями арматуры являются соединения, выполненные обжатием соединительных муфт компании «Спрут-Украина». Соединения, выполненные по технологии компании, исключают этот недостаток. Стыки великолепно работают даже за областью упругих деформаций. Стык является равнопрочным цельному металлическому пруту (предел прочности соединения превышает нормативное значение временного сопротивления арматурного проката). При испытаниях на растяжение стык сохраняет стабильность свойств и разрушается пластично, по одному из стержней за пределами механического соединения.
Хотя это не главный фактор, но отдельно хотелось бы остановиться на трудоемкости выполнения соединений. Анализируя только норму времени на выполнение одного сварного соединения арматуры диаметром 32мм, скажем с накладками из стержней (тип стыка С21-Рн по ДСТУ Б В.2.6-169), несложно подсчитать, что на выполнение одного такого стыка необходимо затратить около 35 минут. И это только норма, на практике эти значения могут существенно отличаться, и не в меньшую сторону. С обжимными же соединениями ситуация лучше – время выполнения одного такого стыка с арматурой диаметром 32 мм занимает всего около 7 минут.
Если сравнивать механическое соединение арматуры обжатием соединительных муфт со стыковкой при помощи сварки, то в этом случае повышается скорость возведения арматурного каркаса и, как следствие, ускоряется ход строительства. К тому же, сварные соединения должны выполнять действительно высококвалифицированные сварщики, которых с каждым годом все сложнее найти строительным компаниям. В итоге, при применении механической стыковки можно значительно сэкономить на фонде оплаты труда квалифицированного персонала, ускорить сроки возведения конструкций, исключить хрупкое разрушение соединений, а самое главное – повысить надежность здания в целом.
Источник: Спрут-Украина